Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Воспитание основ гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста

Дата: 21 октября в 09:44, Обновлено 21 октября в 09:46

Воспитание основ гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному поселку и к родной стране. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному поселку, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим поселком, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, поселку. В.В. Сухомлинский утверждал, что детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. Патриотическое воспитание дошкольников Патриотическое вос¬питание в учреждении дошколь¬ного образования основывается на планомерной и последова¬тельной передаче ребёнку исто-рического и социального опыта белорусского народа, воспита¬нии уважения к государствен¬ным символам страны. интерес воспитанников к изучению объ¬ёмного материала в значитель¬ной мере зависит от содержания образовательного процесса. При его планировании вместе с традиционными подходами необходимо учитывать педа¬гогические идеи предыдущих поколений, в основе которых — культ человека, высокой мо-рали, красоты и доброты. Всё это усиливает эмоционально--познавательные впечатления ребёнка, дополнительно моти¬вирует его к овладению родным языком, соблюдению народных и государственных традиций, приобщению к белорусской культуре. Патриотические ка¬чества характерны только чело¬веку. чем выше уровень овла¬дения ими, тем выше степень познания социума, потребность в его обогащении результатами своих знаний и труда. Цель патриотического вос¬питания дошкольников — фор¬мирование первоначальных представлений о родном крае и уважительного к нему отно¬шения, воспитание нравствен¬-ности, патриотических чувств, гражданственности и трудолю¬бия, сопричастности к совре¬менным событиям, приобщение к национальным ценностям и культурным традициям. Задачи патриотического вос¬питания определены в учебной программе дошкольного образо¬вания, а направления могут быть конкретизированы следующим тематическим содержанием. История Беларуси: воз¬никновение и развитие Задача: формировать перво¬начальные представления и эле¬ментарные понятия об истории белорусского народа. Содержание: - природоведческие сведения: географические особенности родного края, климат, природа, природоохранная деятельность жителей Беларуси; - национальный язык и его ценность; языки национального и межнационального общения; - национальная архитектура: жилые поселения (хутор, село, местечко, город); архитектура зданий; - сведения из истории семьи и страны: быт предков; родо¬словная; памятные места посел¬ка, города и столицы; события Великой отечественной войны, защитники отечества; - сведения из истории проис¬хождения: названия поселка, го¬рода, достопримечательностей, названия республики Беларусь и её столицы; - содружество с другими государствами: в промышлен¬ности, творчестве, искусстве, образовании; в период Великой отечественной войны; ближ¬ние и дальние страны, пред¬ставления о других нациях, их культуре. В результате познания своей национальной истории у детей дошкольного возраста успешнее формируются положительные взаимоотношения с родными, близкими и окружающими людьми, потребность использо¬вать полученные знания в разных видах деятельности. к основным новообразованиям в этом на¬правлении могут быть отнесены: патриотическое сознание (знания и представления о родном крае) и национальное самосознание (осознание своей национальной принадлежности). Символы Беларуси Задачи: воспитывать гор¬дость и уважение к государ¬ственным символам; формиро¬вать представления о значении государственных герба, флага и гимна. Содержание: - символы государства: пред¬назначение современных герба, флага и гимна; описание герба и флага; музыка и текст Государ¬ственного гимна республики Беларусь; - природные символы страны: животные, птицы, деревья, цве¬ты, которые характерны для Бе¬ларуси (сосна, зубр, аист, цветки льна, клевера, василька). сущность данного направле¬ния состоит в том, что личность формируется как член общества, к которому она принадлежит. Для детей дошкольного возрас¬та патриотические чувства свя¬заны с дифференциацией основ¬ных государственных символов, наличием представлений об их ценности, характером чувств и отношений к государственной символике. Достопримечательности Беларуси Задачи: развивать любозна¬тельность к месту или объекту, которые являются историче¬ским наследием, архитектурной ценностью в своем поселке или городе, столице страны; расши¬рять знания о том, как живут, трудятся и отдыхают люди в Беларуси. Содержание: - исторические памятни¬ки: храмы, монастыри, замки, дворцы, крепости, усадебно¬парковые комплексы; - архитектурные сооружения: памятники, музеи, театры, би-блиотеки, стадионы, мосты; - природные богатства: бо¬танический сад, национальные парки, леса, заповедники, реки, озера; - ведущие отрасли производ¬ства, промышленности, сельско¬го хозяйства: заводы, фабрики; - места для отдыха и развле¬чений: кинотеатр, парк, зоопарк, дельфинарий; - национальная кухня: про¬дукты питания, ежедневные и праздничные блюда белорусов, напитки. Направление ускоряет про¬цесс взаимодействия детей с культурно-исторической сре¬дой, адаптации к ней и самореа¬лизации с учётом индивидуаль¬ных возможностей. Государственные и народ¬ные праздники Задачи: учить осознавать тор¬жественность государственных праздников; формировать куль¬туру уважительного отношения к национальным традициям и обрядам, сопричастность к со¬временным событиям. Содержание: - государственные праздни¬ки: День конституции, День единения народов Беларуси и россии, День Победы, День Государственного герба ре¬спублики Беларусь и Государ¬ственного флага республики Беларусь, День Независимости республики Беларусь (День республики); - национальные праздники: рождество, коляды, Маслени¬ца, Пасха, радуница, Благове¬щение, купалье, Дожинки, День памяти. В ходе реализации данного направления у детей дошколь¬ного возраста формируются личностные качества: эмо¬циональная отзывчивость, осознание своей значимости, коммуникативные навыки, толерантность. У них быстрее проявляются положительное отношение к родным, близ¬ким и окружающим людям, потребность использовать на¬копленные эмоционально¬прочувствованные знания в творческой деятельности. Люди, прославившие Бе¬ларусь Задачи: воспитывать уваже¬ние к просветителям, нацио¬нальным героям, Президенту республики Беларусь, деятелям науки и искусства, космонавтам, спортсменам и другим людям, прославившим нашу родину; формировать чувство гордости за их достижения. Содержание: - защитники отечества; - исторические личности; - достижения граждан страны в труде, спорте, науке, искус¬стве. Содержательный компонент направления охватывает по¬знавательную сферу, которая связана с осознанием своего отношения к богатому истори-ческому наследию и современ¬ным достижениям народа, что позволяет идентифицировать себя как представителя нации и определиться в своей мен¬тальности. к основным чертам менталитета белорусов относят толерантность, доброжела¬тельность, гостеприимство, добродушие, щедрость, сооб¬разительность, поэтичность души и другие положительные качества. Белорусское народное творчество Задачи: формировать готов¬ность ребёнка дошкольного возраста к участию в творче¬ской деятельности, народном кукольном театре, исполнении народных танцев, песен, игр; развивать гуманное отношение ко всему живому, потребность в познании природы и бережном отношении к ней. Содержание: - белорусский народный фольклор: колыбельные, по¬тешки, поговорки, считалки, песни, загадки, сказки, легенды, басни, игры; - белорусские народные му¬зыка и танцы; белорусские на¬родные инструменты (жалейка, лира и др.); хороводы; - народные детские игры в да¬лёкие времена и в современной жизни, их примеры; народные праздники и игры; - народный кукольный театр: оформление Батлейки (аппли¬кация соломкой; вытинанка; ху¬дожественная роспись; резьба; вышивка); кукольные образы, вождение кукол; спектакль (по¬каз, участие); - белорусский народный эти¬кет: приветствие, обращение к человеку; культура речи, её чистота и красота; поведение за столом; уважение к старшим; - народные национальные ко¬стюмы: материал, элементы, худо-жественное оформление, способ ношения частей костюма. содержание направления от¬ражает характерные для нации действия и поступки, нормы поведения, методы и приёмы творческой деятельности, ис¬полнения народных танцев, песен, игр, формы выражения чувств. Содержание патриотическо¬го воспитания дошкольников реализуется в ходе трёхэтап¬ного познавательного про¬цесса: узнавание, понимание, осознание. На протяжении одного учебного года каждое из семи направлений постепенно проходит через все образова¬тельные области. от младшей до старшей группы содержание каждого направления обога-щается, т.к. решаются задачи не только патриотического, но и умственного, трудового, эстетического и физического воспитания, а также применя¬ются различные его средства и методы. На первом этапе (узнавание) используются ознакомительно¬познавательные задания, когда доминирует содержание с эле¬ментом анализа. Цель — фор-мирование ориентировочной основы, понимания явления (события, действия), умения выполнять действия. Дидак¬тическая цепочка включает: образец (75%) — имитация по образцу (25%). На втором этапе (понимание) используются установочно¬аналитические задания, когда имитация сочетается с анали¬зом, пониманием. Цель — фор-мирование навыков деятель¬ности по образцу, освоение, осознанность, произвольность, критичность. Действует ди¬дактическая цепочка: образец (50%) — имитация с элемента¬ми анализа (50%). третий этап (осознание) вклю¬чает системно-реализующие (контрольные) задания. Цель — формирование у ребёнка осмыс¬ленных форм суждения и рас¬суждения, анализа объектов, самостоятельности в установке системы ориентиров, которая позволяет правильно выпол¬нять любые задания в области патриотического воспитания. Дидактическая цепочка вклю¬чает: образец (в форме темы за¬дания) — осмысленное действие (100%). Результативность патриоти¬ческого воспитания дошколь¬ников оценивается следующим комплексом обобщённых харак¬теристик: - возрастные показатели раз¬вития качеств личности, обу-словленные целями, задачами и содержанием дошкольного образования (гражданствен¬ность, национальное самосо¬знание, самостоятельность, трудолюбие, сопереживание, человечность, уважение, взаи¬мопонимание, сотрудничество, эмоциональная привязанность, отзывчивость, доброта, рассу¬дительность, справедливость, самообладание, любознатель¬ность); - сбалансированность разных форм активности детей до¬школьного возраста в специаль¬но организованной и нерегламентированной деятельности, отражённых в образовательных областях «Физическая куль-тура», «ребёнок и общество», «Элементарные математиче¬ские представления», «ребёнок и природа», «развитие речи и культура речевого общения», «искусство». Результативность опреде¬ляется с учётом содержания работы педагога и достижений его воспитанников. Литература Рекомендуемые учебные издания 1. Серия учебных наглядных пособий «Страницы родной земли»: 1. Гракова, К.Г. Твоя столица: заводы и фабрики Минска: учеб. наглядное пособие для педагогов учреждений дошк. образования / К.Г. Гракова. – Минск: Нар. асвета, 2011. – 15 с.: 26 с. ил. 2. Евдокимова, Н.Н. Твоя столица: театры Минска: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Н.Н. Евдокимова. – Минск: Нар. асвета, 2011. – 15 с.: 27 с. ил. 3. Горелова, Л.А. Твоя столица: стадионы и спортплощадки Минска: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Л.А. Горелова. – Минск: Нар. асвета, 2011. – 22 с.: 26 с. ил. 4. Петрикевич, А.А. Твоя столица: парки и скверы Минска: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / А.А. Петрикевич. – Минск: Нар. асвета, 2011. – 14 с.: 27 с. ил. 5. Давидович, Е.Б. Твоя столица: архитектура Минска: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е.Б. Давидович. – Минск: Нар. асвета, 2011. – 14 с.: 25 с. ил. 6. Дубинина, Д.Н. Мир вокруг меня: учебно-метод. пособие для педагогов учреждений дошкольного образования, родителей / Д.Н. Дубинина. – Минск: НИО, 2012. 7. Дубініна, Дз.М. Свет вакол мяне: вучэбны дапаможнік для выхаванцаў старшай ступені (ад 5 да 6 гадоў) устаноў дашкольнай адукацыі / Дз.М. Дубініна. – Мінск: НІА, Аверсэв, 2012. 8. Дубініна, Дз.М. Свет вакол мяне: рабочы сшытак для выхаванцаў старшай ступені (ад 5 да 6 гадоў) устаноў дашкольнай адукацыі / Дз.М. Дубініна. – Мінск: НІА, Аверсэв, 2012. 9. Дубініна, Дз.М. Родныя вобразы ў паэтычным слове: дапаможнік для педагогаў устаноў дашкольнай адукацыі: у 2 ч. – Мазыр: ТАА ВД “Белы Вецер”, 2008. 10. Воронецкая Л. Н., заведующий кафедрой психологии и предметных методик факультета повышения квалификации, кандидат педагогических наук, доцент.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.